Люди, знающие о Туве лишь понаслышке, обычно думают, что в этой небольшой экзотической республики все буддисты или шаманы. На самом деле в Туве есть и протестанты, и православные. Немало и старообрядцев. История появления староверов в глухой саянской тайге уходит в глубь веков.
РАСКОЛ
Первые крестьяне-раскольники (преимущественно из Енисейской и Тобольской губерний) потянулись в Туву в середине XIX века. Вот что рассказывает старожил Кызыла Владимир Рачковский - потомок одной из таких старообрядческих семей:
- Раскол в церкви стал причиной массового изгнания верующих за Уральские горы на каторгу. Мой дед Роман направился в Минусинский округ. Его отец Феопонт, то есть мой прадед, перед смертью наказывал: "Хотя и на коленях придется ползти, но переселяйтесь в Сибирь!" Прапрабабушка Васса Сидоровна и бабушка Матрена Матвеевна продали дом, оборудовали три подводы и вместе с другими семьями тронулись в далекий путь. Ехали все лето:
После 1917 года подводы со староверами шли в Туву одна за другой. В 1921 году в Туве произошла народная революция, и недовольные политикой правительства староверы ушли в самые глухие таежные места, основав там скиты. Сегодня староверы расселены, в основном, в двух районах: Каа-Хемском и Тандинском. Живут они, как и прежде, обособленными хозяйствами, свято чтя традиции и обычаи предков..
ПЕРМЯКОВЫ
В начале ХХ века в верховьях Малого Енисея оказался и род Пермяковых. Сейчас у его главы Иллариона семь сыновой. Для каждого в местечке Катазы справлен добротный дом. В начале 90-х годов Пермяковы создали фермерское хозяйство. Занимаются огородничеством, держат скот, охотничают: добывают в тайге соболя, белку. За десять последних лет на заимке появилось еще несколько добротных домов для приезжих - отдельная баня, столовая. Староверы из одной посуды с иноверцами не едят, в одной бане не моются. Не получают они и пенсий, не смотрят телевизор. Считают, что это - грех.
Хотя расположена заимка в глухой тайге, о ней прекрасно знают сильные мира сего. В разное время здесь бывали Павел Бородин, Юрий Лужков, Никита Михалков и, разумеется, Сергей Шойгу. Старообрядческая экзотика, непередаваемые красоты тувинской тайги ни одного из них не оставили равнодушными. Мэр Москвы, расчувствовавшись, подарил Пермяковым трактор С-100, другие помогали горючим, продуктами.
Была надежда, что Сергей Шойгу привезет на свою малую родину и президента России Владимира Путина, ведь от Абакана до Кызыла - рукой подать. Правда, добраться до хутора старообрядцев Пермяковых сложно. Заимка расположена в непролазной горной тайге. До ближайшего населенного пункта - двести верст. Попасть к Пермяковым в гости не проще, чем к Агафье Лыковой. Дорога одна - по воздуху, вертолетом. Впрочем, зимой можно и на снегоходе по руслу замерзшей реки.
Отдохнул бы президент здесь не хуже, чем на турбазе в Швейцарии. На хуторе - несколько домиков из лиственницы, сложенных без единого гвоздя и крытых корой. Банька "по черному" на берегу быстрой горной речки. Гостей угощают копченой дичью, солеными грибами, хариусом, стерлядкой, брусникой и, конечно же, знаменитой "травянухой", от которой "голова становится чистой, а ноги отказывают". Добрались до заимки и благо цивилизации: на вооружении староверов даже миниатюрная гидроэлектростанция.
Староверы - народ предприимчивый. Не только Пермяков, но и другие староверы организовали на своих заимках турбазы и принимают гостей.
ФАНАТЫ
В истории тувинских староверов было немало драматичных страниц. В июле 1947 года подполковник Еськов, временно исполняющий обязанности начальника УМГБ по Тувинской автономной области, составил для руководства Тувы справку, в которой дан анализ политическим настроениям русского населения. Этот документ до сих пор хранится в секретном архиве.
Еськов пишет, что в 1920-21 годах в Туву проникли остатки белогвардейщины. Царские офицеры осели в староверческих скитах и пользовались поддержкой старообрядцев. После Москвы и Санкт-Петербурга жить в тайге было скучно, и некоторые офицеры обзавелись гаремами.
Большевики объявили староверам войну. В ответ на это староверы ушли в скиты. А религиозные фанаты в знак протеста истязали себя и своих детей. Трое староверов сожгли себя заживо. Пятнадцать человек приковали себя цепью к дереву и замерзли, 18 человек бросились в прорубь и утонули, 21 старовер заморил себя голодом:. Нынешние потомки боярыни Морозовой знают об этом лишь из рассказов старших.
КОНЬ ЗОЛОТОЙ
В глухом местечке Шивей, добраться до которого можно только по лесовозной дороге, обосновался со своим хозяйством старовер Петр Сасин. Как и Илларион Пермяков - он фермер. Арендовал 76 гектаров земли, на которой выращивает зерновые.
- Хлебопашествую, - рассудительно говорит Сасин.
Но истинная его страсть - лошади. Раньше Сасин жил в поселке вниз по течению Енисея. Задумал вывести новую породу золотистых коней. Между ним и Госконюшней было достигнуто соглашение: Сасин пасет кобылиц Госконюшни, но за это половину приплода оставляет себе. Сначала все шло хорошо. Но вскоре в верховья Каа-Хема зачастили конокрады из соседнего села Кунгуртуга. Первый раз угнали 12 лошадей. Позже - еще 28.
- Поймать воров очень трудно, - сетует Сасин. - Конокрады набирают молодых парней, которые могут четверо суток с коня не слезать. Где уж мне, человеку в возрасте, их догнать.
Чтобы последних коней не украли, Сасин сдал их в Госконюшню и ушел жить в Шивей. Вслед за ним в глухую тайгу приехали двоюродные братья, свояки. Дочь Сасина учится в Сизимской школе, живет там у родственников. Но отец верит, что после школы она вернется в Шивей.
Вернется ли?.. С каждым годом все больше староверов перебирается из тайги в поселки и города. Некоторые обосновались в Кызыле. Бывает, девушки-староверки выходят замуж за тувинцев. От мира не уйти.