Питерские археологи и тувинские ученые о древнейших захоронениях кочевников
ЗАВЕРШИВШИЙСЯ очередной археологический сезон в тувинской "Долине царей" принес сенсацию: петербургские ученые обнаружили скифские захоронения VIII-VII веков до нашей эры. Находка в корне меняет представления о причерноморском происхождении скифов: найденные захоронения древнее известных до сих пор причерноморских памятников кочевников.
Дискуссии о происхождении скифов начинаются со времен Геродота, предложившего теорию об азиатском происхождении племен, чьи могильники были обнаружены в Причерноморье. На протяжении многих столетий к этому относились скептически: доминировала теория о европейских корнях скифов, косвенным ее подтверждением служило европеоидное, а не монголоидное строение черепов найденных останков. Главный опознавательный знак скифской культуры - уникальный звериный стиль украшений - мог, считали ученые, появиться после возвращения скифов из переднеазиатских походов, то есть не раньше VII века до нашей эры. Подтверждением тому были датированные письменные источники того времени.
Исследование "царского захоронения" - результат долгосрочного российско-немецкого научного проекта. Раскопки проводились Центрально-Азиатской археологической экспедицией (созданной на базе Петербургского филиала НИИ культурного и природного наследия Министерства культуры РФ и РАН) и Евроазиатским отделом берлинского Археологического института ФРГ. Степь в окрестностях поселка Аржаан (в Турано-Уюкской котловине отрогов Западных Саян на севере Тувы) издавна привлекала внимание археологов: именно здесь, в "Долине царей", сосредоточены наиболее крупные курганы эпохи ранних кочевников Евразии. Первые научные раскопки были проведены в начале ХХ века, а в 70-х годах сенсацией стали находки знаменитого ленинградского ученого Михаила Грязнова. Материалы, полученные при раскопках кургана Аржаан, позволили уточнить происхождение ярких культур ранних кочевников Евразии первого тысячелетия до нашей эры.
Курган Аржаан-2 был изначально выбран для изысканий по прозаической причине - он сильно пострадал при строительстве автодороги в 70-годы.
Нынешние раскопки в Туве, где были обнаружены памятники рубежа VIII-VII веков до нашей эры, неожиданно подтвердили верность предположений Геродота. Идентификация племен скифского типа происходит по наличию компонентов так называемой "скифской триады": оружия, конской упряжи и, конечно, предметов искусства звериного стиля. Находки в "Долине царей", объединяющей несколько курганов, датируются рубежом VIII-VII веков до нашей эры, то есть временем, когда скифов в Причерноморье, опять-таки по археологическим данным, не было.
Начальник Центрально-Азиатской экспедиции научный сотрудник Эрмитажа Константин Чугунов так оценивает результаты раскопок:
- Находкам в кургане Аржаан-2 нет аналогов в археологии. Все образцы компонентов скифской триады настолько высокоразвиты, что изначально мы даже не могли представить себе, что они созданы раньше, чем в VI веке до нашей эры. Тщательный анализ и "царских" захоронений, и могильников, не принадлежавших представителям скифской знати, показал: они созданы позже VII века до нашей эры. Это переворачивает представления об азиатской кочевой культуре: о происхождении и развитии скифского искусства, превосходящего по уровню развития даже современное ему искусство Архаичной Греции, можно говорить совсем в ином ключе. Древность находок говорит о том, что скифские племена пришли в Причерноморье из Центральной Азии.
Однако появившиеся после обнародования в Кызыле первых результатов экспедиции популистские "научные" предположения, что современные тувинцы - потомки скифов, питерские археологи категорически опровергают. Главные аргументы - европеоидный череп скифов, их принадлежность к иранской языковой группе. И вообще, констатируют ученые, факт пребывания на какой-либо территории носителей древней цивилизации не означает, что этносы, появившиеся там позже, являются "генетическими преемниками" этой цивилизации. Раскопки приостановлены до следующего мая, которого Центрально-Азиатская экспедиция ждет с понятным нетерпением.
КАК считают тувинские ученые, в любом случае мнение питерского археолога, утверждающего, что найденные в древних скифских курганах люди не являются предками современных тувинцев, в корне не верно. Своеобразие этноса определяется не разрезом глаз и цветом волос, а гораздо более сложным комплексом факторов, среди которых духовно-культурные являются более значимыми в формировании национального менталитета и всей этнической культуры.
КОММЕНТАРИЙ доктора исторических наук, профессора Николая АБАЕВА:
- То, что современные тувинцы - потомки скифов - это не популистские предположения, поскольку наиболее авторитетные антропологи считают Южную Сибирь и Центральную Азию прародиной двух крупнейших рас: европеоидной и монголоидной. Водоразделом между ними как раз и являлся бассейн Енисея. Но с древнейших времен происходило их смешение и формирование самостоятельных расовых типов. Существование южно-сибирской расы, имеющей "смешанные" характеристики, присущие как европеоидной, так и монголоидной расам, - реальность, которую признают практически все авторитетные антропологи. Современные тувинцы как раз и представляют собой один из таких типов, который вобрал в себя как европеоидный ген, так и монголоидный. Скифы, на которых ссылаются питерские археологи, были лишь одним из народов, которые населяли Центральную Азию и Саяно-Алтай, поэтому и являются предками современных тувинцев.
Здесь нужно учитывать, что понятие "тувинец" в антропологическом и этнокультурном смысле является более сложным, чем некоторые более монолитные и однородные этносы. Как известно, если ядро такого огромного суперэтноса, как русский, составили несколько племен, которые можно перечесть по пальцам одной руки, то в состав тувинского народа вошли более 30 родов и племен. Здесь можно обнаружить гены и американских индейцев, и корейцев, и японцев и т. д., а с другой стороны - "чисто арийские" гены.
Аттила был рыжим
- ЧТО касается языка, то "ираноязычность" скифов Причерноморья, во-первых, ничего не доказывает, поскольку в скифское время в Туве, как и везде в скифском мире, существовала организация из трех господствующих родов, к которым примыкал ряд других зависимых родов, - продолжает профессор Абаев. - И все они могли принадлежать и к разным расам, и к разным суперэтносам. Например, гунны, царь которых - знаменитый Аттила - был ярко рыжим, а многие его поданные были типичными монголоидами. Гораздо позднее то же самое писали о Чингисхане и его монголах. И говорили они на разных диалектах одного языка, которые настолько отличались друг от друга, что возникала необходимость вводить один государственный язык. Нормальным также было двуязычие и трехъязычие основной массы граждан единого государства.
Аргумент с "ираноязычностью" тувинских скифов "не работает" еще и потому, что прямые предки современных тувинцев - чики и азы - как раз и говорили на языке саков, то есть восточных скифов. Это доказывают недавние исследования тувинской ученой Любови Хертек, которая сходу в одной небольшой статье обнаружила 40 корнеслов, общих с осетинским языком (осетины являются прямыми потомками черноморских скифов). Иначе говоря, язык тувинских саков не умер, а органично вошел в тюркские и монгольские языки.
Этнокультурная принадлежность народа определяется целым комплексом разнообразных духовно-материальных факторов, из которых физический облик является, на мой взгляд, одним из наименее важных. Хорошо известно, что в рамках одного этноса могут существовать совершенно разные расовые и этнокультурные субстраты. Яркий пример - чернокожие евреи. Примерно такая же сложная этносоциальная ситуация была характерна для любой "кочевой" империи, которые отличались от оседлых государств именно своей полиэтничностью, предполагающей наличие разных языков, диалектов и великого разнообразия форм глаз, ушей, скул и т. д.
Череп и душа
- БУРЯТЫ являются еще одним примером такого рода, - считает Николай Абаев. - Я долго жил в Бурятии и могу подтвердить, что на берегах одной реки живут буряты, которые говорят вроде бы на непохожих языках и имеют очень разнообразные строение черепа, цвет глаз, кожи и т. д. Как будто это не один народ. Но если прислушаться, то языковые различия оказываются несущественными, диалектными. Гораздо более существенны культурные и цивилизационные признаки. В этом смысле обнаружение питерцами скифов в тувинской земле, даже если они по своему физическому типу ближе к современным осетинам, говорит о том, что и у нас, и у осетин - общие предки. Кстати, об этом же свидетельствует моя собственная фамилия, очень популярная в Осетии. Абаев там, как Иванов в России, и Василий Иванович Абаев - величайший иранист XX столетия - как раз очень убедительно, на многих материалах показал родство не только осетинского и тюрко-монгольского языков, но и религиозно-мифологической традиции, в том числе эпоса осетин, в котором их мифические предки называются "нарты" - от монгольского "солнечные".
Так что в кургане Аржаан-2 захоронены и мои предки, и предки монголов Чингисхана, и, конечно же, предки черноморских скифов.
Скифы были очень динамичным народом, типичным представителем так называемой кочевнической цивилизации, которая охватывала всю центральную часть Евразии. На формирование этноса большое влияние оказывали и такие факторы, как религия, культура, обряды, обычаи и т. д. Востоковеды, монголоведы, буддологи ясно доказали, что именно культура психической, духовной деятельности является живой душой культуры любого народа. Какой бы разрез глаз и форму черепа он ни имел.
Даже Гитлер, проводя специальные антропологические исследования тибетских аристократических и жреческих родов, пришел к выводу, что они являются истинными арийцами, которых можно допустить на службу рейху. И действительно, после взятия Берлина в развалинах рейхсканцелярии были обнаружены трупы тибетцев в эсэсовских мундирах, входивших в элитную воинскую часть, состоявшую из астрологов и магов. Пекшийся об особой расовой чистоте германцев фюрер тем не менее признавал своими братьями типичных монголоидов. Это говорит об условности границ между европеоидами и монголоидами в этнопсихологическом смысле, - резюмирует оппонент питерских археологов.
- Александр Филатенко