"Независимая Молдова", 19.01.2000
Его первая книга была разрешена Луи Наполеоном к печати только в качестве образца публичного сумасшествия. Герцен называл его «неукротимым гладиатором, упрямым безансонским мужиком». Анархист. Революционер. «Что такое собственность?» - задался он однажды таким вопросом. От его ответов у многих волосы встали дыбом. «Если вы cвepгaeтe власть, вы должны добраться и до собственности», - так утверждал Жозеф Прудон. 19 января исполняется 135 лет со дня его смерти.
Сын батрака, впоследствии наборщик, корректор, редактор газеты «Глас Народа», начавший свое образование с теологии и языкознания, самостоятельно изучивший древнегреческий, древнееврейский, латынь, опубликовавший четыре десятка книг. Организовал вместе с другим известным анархистом Пьером Леру «Народный Банк», пытавшийся ввести де-факто альтернативную пролетарскую валюту и разгромленный властями в 1849-м. Просидевший три года на цепи в застенках и заслуживший несколько смертных приговоров в большинстве европейских стран. Прудон утверждал, что войны, особенно войны древности, несут очистительную, облагораживающую функцию и способствуют культу героизма. Не поддержал «северян» во время гражданской войны в Америке, считая их «новыми варварами». Ориентировался на идеал прочной патриархальной семьи с доминантой отца. В скандально известной статье «Порнократия и женщина сегодня» отказал женщине в праве на самостоятельность поведения и мышления, отрицал возможность развода и вторичного брака. Однако именно ему принадлежит реабилитация термина «анархия» и два всемирно известных афоризма: «Собственность - эта кража» и «Анархия - мать порядка». Влюбленный в «золотой век», он всю жизнь стремился вернуться к нему. Прудон обличал интеллектуальную собственность и требовал ее отмены, возмущаясь, да каких пор можно торговать талантом, вдохновением, будущим и прошлым. Прудон обосновывал прекращение всякой частной собственности, ростовщичества и финансовых монополий. Отсюда вытекают и социальные проекты Прудона. Синтетическое отношение к противоположностям: индивидуальность и община, частная собственность и общественный интерес не исключают друг друга, но взаимодействуют, переходя к особой форме существования, продиктованной высшим императивом - СПРАВЕДЛИВОСТЬЮ. Прудонизм - это идейная база Бакунина и Кропоткина, эсеров, махновцев, парижских коммунаров, синдикалистов в обоих Америках, испанского «Народного Фронта», немецких Автономов и экологов из «альтернативных поселений». Философия анархизма является динамичным учением с исключительным творческим зарядом и созидательными возможностями. Анархические идеи, хотя и имеют долголетнюю историю, не являются застывшими догмами, это открытое и развивающееся учение. Не случайно к ним обращались такие известные интеллектуалы, философы, ученые и писатели как Сартр, Маркузе, Рассел, Фромм, Камю. Приглядитесь повнимательнее к окружающей вас действительности. Всмотритесь пристальнее - а вам не кажется, что вон там, да-да, именно там, мелькнул какой-то подозрительно черный флаг со странным рисунком.