Сергей Подъяпольский
Современные "политтехнологи" с большой охотой жонглируют словами "гражданское общество". Что это за общество такое - никто не знает. Но все вроде бы согласны, что эту непонятную штуку надо скорее внедрять, чтобы государство простых людей не заело. Г.В.Ф. Гегель, который и ввёл в научный оборот этот термин, перевернулся бы в гробу, услышав о том, что гражданское общество можно внедрить. В "Философии права" гражданское общество это связующее звено между семьёй и государством, своего рода ступенька, предваряющая государство, в котором оно отрицается.
Сейчас "гражданское общество" понимается иначе. Просто и цинично. В основу положен красивый тезис Протагора: "Человек - это высшая ценность". Звучит пафосно (тут обычно вспоминают греческих софистов, Декларацию прав человека и гражданина и, конечно же, американскую Конституцию) и ласкает слух (приятно же быть высшей ценностью). Тезис достаточно неопределённый. Западная цивилизация, в которую нас таким слащавым тоном заманивает господин Сорос, трактует его совершенно однозначно.
Изобретено существо, традиционному обществу неизвестное в принципе - человек, оторванный от семейных, этнических и религиозных корней. Индивид Индивидыч - именно он провозглашён высшей ценностью. За последнее десятилетие мы очень хорошо с ним познакомились. Его часто показывают по телевизору (сейчас чуть реже) - например, в рекламных роликах. Индивид Индивидыч очень любит пить "Фанту", жевать "Орбит" вперемешку со "Сникерсом", а забурев, покупает часы "Ролекс". Внутренний мир успешно лечится таблетками от диареи.
Много интересного можно почерпнуть из книжек, на хорошей бумаге издаваемых зарубежными фондами (только не читайте на ночь, а то кошмары приснятся). "Права индивида - это основополагающая категория современного общества. Права народа - условность, народ как субъект права фиктивен", - говорят "прогрессивные" правоведы. Скорее уж фиктивен Индивид Индивидыч...
Индивид Индивидыч искренне полагает, что ничем не обязан своей стране и своему народу. Страна не обеспечила ему "достойный уровень жизни" (он живёт хуже, чем в телевизоре) - так что пропади она пропадом. Народ тупой, кругом одни пьяницы и сволочи - один Индивидыч хороший. Страх берёт, когда подумаешь, что бесчисленные поколения жили, трудились, а зачастую и гибли для того, чтобы это существо "делало деньги", а придя домой, хрустело чипсами и смотрело МТV.
Индивидыч и потомкам ничего не должен. Потомков у него и не предвидится. Денег нет. Зачастую такой человек сидит в благоустроенной квартире с двумя телевизорами, тремя холодильниками и прочими радостями и говорит, что детей бы родил, но вот чем кормить?..
Мышление подконтрольно телеящику. Внимание избирательно. Если он накопил денег и поехал в Турцию, то видит там только отели - окружающую нищету не замечает. Легко управлять человеком, живущем в придуманном мире - поэтому и воспитывают в нас таких Индивидычей.
Кто воспитывает? Хороший вопрос, своевременный. У князя мира сего много лиц и все они омерзительны - Запад, США, медиакратия...
В соросовских книжках жизнедеятельность Индивидыча описывается в очень пафосных словесах. Разумный эгоизм. Средний класс. Потребитель - краса и гордость современного общества.
Единственная граница его свободы - права другого такого же индивида (другой индивид может обидеться и в суд подать). А так - мама не горюй. Дозволено всё, что не запрещено. Свобода.
Свобода в современном мире понимается как свобода от принадлежности к своей семьей, своей вере и своему народу. В традиционном обществе люди видели свободу в преодолении своей слабости, трусости и лени. Свободен человек, посвятивший себя великому делу...
Не надо думать, что я имею что-то против "обывателей", что я хочзаставить всех сограждан изучать теорию пассионарности и устройство автомата Калашникова и т.д.
Предки большинства из нас не были ни героями, ни святыми - простые евразийские люди - как и мы. Но в трудное время были способны на многое. Победили во многих войнах, построили великое государство. Индивид Индивидыч в войне не победит. Отключат на неделю MTV - сразу побежит сдаваться.
Надо просто понимать, что мы - помимо всего прочего - одно из звеньев в цепи поколений. Что у нас есть вера и Родина, и за это можно многое отдать.
Возвращаясь к гражданскому обществу. По сути дела (отбросим шелуху красивых слов) это огромная масса Индивидычей, которые, движимые своим разумным эгоизмом, должны сдерживать враждебное им (им весь мир враждебен и непонятен - кроме родной квартиры) государство и обеспечивать дальнейшее потребление ("потребление" это процесс в научном плане интересный, ведь его целью является не столько удовлетворение потребностей (не так уж много человеку надо), сколько соответствие определённому образу).
Понятно, что такое общество может существовать лишь в тепличных условиях. Такая теплица построена в США - путём ограбления "Третьего мира", но и там она трещит по швам (если Америка это котёл народов, то лишь в том смысле, что все сидят на крышке и ждут, когда рванёт). В российских условиях попытки построения гражданского общества рискуют закончится гражданской войной. Даст Бог, минует нас чаша сия.
В неоформленном виде, незаметно для косого либерального глаза существует евразийское общество. "Внедрять" его не придётся - надо лишь признать и укрепить. Общество многонациональное, многоконфессиональное. Субъектами являются народы, объединённые общей геополитической судьбой.