Духоведение Ари знанием душу озаряет о стезях передачи света Г-спода человеку в таинстве образа. Вся сила наша мысли и душевные порывы - образа малые надстоящего над нами, коие человеком в святость притягиваются иль в нечистоты. Количественные измерения добра и зла не выявляют и миры духовные определить не могут. Потому подобия Творцу условные есть ажно в строении тела человеческого, местоположение сефирот имеющие, но знания духовного в подобии таком нисколь не сыщем, ибо суть духа в качественном, а вещество наше к нему, яко несть к есть. Отсюда понимание начала стиха сего Давида. Предварим его раскрытым святителем в книге Ор Г'ахайим: "И сотворил Бог человека по образу его, по образу Божию сотворил его"... - смысл сего: по образу его, зримому в человеке. И объяснение сему, что сотворил вещество его и образ его также, а засим сказал "по образу Божию"... Сотворил человека по двум образам: первый во всех людях есть, инно пустых святым... по образу тварного, а второй - образ Б-жий духовный сокрытый, и пойми". Теперь пойми, почему в образе хаживает человек и аже суетой метется. Собирает себе преходящее в миру и не ведает, кто заберет, ибо смысла и цели нет в хождениях его. В образе тварного суетой мятется, покуда образ Б-жий сокрыт для него - свет окрестный, а не внутренний.
Но есть образ Б-жий, яко в Зоаре читаем: "Образ сей уготован ему, покуда в мир не выходит. Как выходит, по образу этому взращивается, по образу этому идет. Аже в образе хаживает человек. Образ сей - он свыше".
В Писании Ари читаем: "Образ - то в сути сокрытых миров, а подобие - в сути раскрытых миров". Хаим Воложинский просветом одарил: "Творец сокрыт в Самости Его, и нет постижения Его разумением - токмо деяния Его благие раскрываются нам во всех предметах благотворения". И путь наш к обретению образа Б-жия с подобия в делах и в уподоблении Ему через исполнение заповедей зачинается. Так открытую сторону Торы постигаем, воеже примкнуть к таинствам ее в образе Б-жием. Все сходство строения человека со строением духовным в количественном подобие внешнее имеет, усовершенствование требующее для уподобления сущностного. Из Зоара выносим путь исправления и обретения образа, прибавив к букве "цади" букву "ламед" слово "цель" (тень) получим. Той таинства покрова на куще (схах) в праздник Суккот. Исправление с покрова (масах) завсе почин берет, а засим буква "мэм" конечная прибавляется, четыре стороны имеющая, яко четыре стены кущи. Тень защиту душе дает, воеже взращивания во величие.
И так во всех стезях жизни духовной. Подобие в мирском соделать ради обретения смысла и таинства сущего. Образ человека до образа Б-жия возвысить.
8. И ажно ныне, в пору суеты и изгойства, надеемся и ждем. Все ожидаемое, коли придет - Тебе оно, образа Твоего воеже. И кажется нередко, путями мира нашего не вырваться из зла тисков. Будто в темницу, в одиночку заперты подвижники немногие, а ключ от узилища в океан брошен. Кто с днища подымет его и двери отворит? И кажется, токмо чудом сумеем высвободиться мы.
Потому ныне как (ма - М"А) - надежда то моя, в Г-сподине моем ожидание. Сила конца правого, сила Имени Милосердного М"А и Г-сподина близкого чудотворить нам будет, если очистимся и удостоимся. Имена М"А (45) и Адонай (65) чудо (нес - 110) вкупе дают.
Талмуд нас учит на чудо николь не полагаться. Остерег блаженствующим втуне, на созерцание уповающим ради вызволения из тягот мирских. Наставлены усилия мы приложить в делании и путями человеческими к спасению идти, заповеди храня и надежду крепя. Даже за миг до смерти верной стремления к вызволению не ослаблять. Святитель Маг'араль учил, что в проявлении чудес закон свой есть. Раскрыт он нам в стихе таинством сложения двух проявлений Г-спода в пору тяжкую для человека. Открытым словом не речет Давид о чуде вовсе. Нас наставляет усилия удесятеренные прилагать, надежду умножая и в ожидании деятельном намерение обресть ради Создателя токмо. Само ожидание и плоды его Тебе и воеже образа Твоего. И намеком токмо добавить осмелимся, что будет чудо, будет откровение в ту пору лихолетия - ныне (ата - эт г'ей - срок Малхут раскрытия), если ускорим. Самоотринутие жертвенное на чудо не полагающихся, а имя Г-сподне освятить вверением ему жизни готовых, до источника благоволения (Арих Анпин) пробуждением снизу дойти сподобно, а оттуда силой чудесной единящей избавление ниспосылается в ускорении надрассудочном.
9. Не от бедствий просят избавить, а от первопричины их в грехе, в преступлениях наших. Порча от соделанного в беззаконии в персть и прах тянет. Спасение от нее предваряет мольбу об исходе из порабощения узурпаторами злонравными. Безрассудный (наваль - см. псалом 14:1) иссохшим и бездушным в богоотступничестве предстает. Коли такой посрамляет нас, и возмездия несть зримого ему, беззаконие в миру силу пущую набирает. Потому не ставь меня посрамлением безрассудного. Наказывай, но чтоб безверие не крепло от торжества надо мной душепродавцев велешуйских.
10. Выход из суетств и образа выявление словом высоким донес царь Израиля. Теперь будто заново горем хватило до онемения, ажно рта не отверзнуть пред ужасом смиренным от соделанного Творцом. Видим лоскут тонкий, грань проводящий меж страстями конца дней и прорыва к концу правому. Налево голову повернешь - долина смертной тени, направо - колесница мессианская. От псалма к псалму силы духовной нахлынутье могущество новое обретает, событий жилобой жизни нашей и окрест скорость пущую набирает. Воззрение из положения души нового всегда перед выбором ставит, где окажемся мы, одом новым одаренные, одесную аль ошуюю?
Не бывали досель на высотах духовных, яко при духозрительном понимании конца правого и образа Б-жия. А слева пропасть зловещая зияет устрашающе, как никогда досель. Вновь мысли к пагубе полвека назад отправились, а кровь в жилах стынет не токмо от ужасов прошлого, но пагубу жуткую новую оледенением встретить готовы, чтоб не пролитием рек ее на радость супостату неистовому. Ни словом сказать, ни слезой смочить. Повторить, что пропасть слева Ты соделал. Рта не отверзнуть, онеметь бы, но вопросничанием хиловерным не согрешить.
11. Язва супротивна благости Творца, яко сказывалось уже. Поражение рукой Его левой чувствие слетания в пропасть дает до крика истошного: пропадаю. Чем выше ступень постижения нашего, тем явственнее в духозрении весь ужас кары - поражения рукою и язвы. Потому не вырывалось досель из груди стенания "пропадаю". Вот-вот пропаду пропадом и из сил последних кричу.
12. Умословы найдутся, разумению богомысла слова сии припишут. Есть понимание рассудком здравым, как наказаниями за грехи страстил Творец человека. Прелесть его растлела, яко молью изъедена, воеже наущения его смиренномудрию и укрощения гордыни. И что о потерянном жалеть, аже суета всяк человек. Друзья Иова в рассудке холодном приходили к нему и речи разумные в богомыслии складном произносили, но отринуты Г-сподом все были. Иову же воздалось, хоть терзался и сетовал, но веры надрассудочной не потерял. Ибо разнятся слова, утверждающие справедливость Творца, внегда из уст самодовольных исходят при виде стенания ближнего, с вырвавшимся криком надежды последней пропадающего пропадом, но веру в правоту Г-споднюю не утерявшего.
Рассудком одним слова богомыслия разумного из сердца не выжмешь, когда на краю пропасти уже и падаешь вот-вот. Поток ужаса остановить и произнесть смиренно, что да наказуем и страстим за грех я, а прелесть жизни всей растлело, яко молью - суета то, как всяк человек и вся самотность его. В такой миг слова о правоте Б-жьей из уст вырвать веры нескончаемой требует, разумением одним людским не постижимой.
13. Слышащий (шомэа) отдален, а внемлющий (маазин) - вблизи. Святитель Хаим Виталь связь прямую узрел меж стихом сиим и порядком молитвы утренней. Вслед за благословениями, рядом выборочных псалмов и чтением "Слушай Израиль", благословениями обрамленном, входим в саму молитву мы восемнадцати благословений, шепотом произносимую. Сперва издали, сперва шепотом, дабы слышимы только быть. С низин бытия своего образы Его захватывая и вознося в молитве, связью живой с Создателем определяемой. Предстояние истинное проток силы благой устанавливает меж возвышенным и земным. Засим посланец молящихся заново молитву читает пред всеми вслух и нараспев - вопиением звучным, к высотам пущим устремленным. Г-сподь на нее близостью внемлющего отвечает. Затем исповедь читается и псалом шестой в самоотринутии покаянном или псалом двадцать пятый. Слеза слезу погоняет от чувства покаяния искреннего. Не умолчит слезе Г-сподь, яко обетовано врата слез открытыми держать.
Так порядок служения ежедень, так молитва человека всякого, внегда изрек все и сердце излил шепотом и в голос, а следом покаяние и обращение приходят. Смиренномудрый вопрошает, кто есть он, чтобы Творец прошениям его внимал, и ажно егда не о бренном просит, а вспоможения в усовершенствовании вымаливает? Пресельник я с Тобою, и мирская быть душе чужда, Тобою дарованной. А плоть мне от отцов моих земных, и поселенец на земле я, из персти сотворенной. Выходит, сам я меж душой и телом, но молитвою самою сподобен человек проток связи живой открыть возвышенного с земным в созвучии устройства возобладания души. Так в мирах и в человеке самом, миром малым нареченным, проводником в молитве божественного ода став, себя слезою вычищает и противоречия разрешить усердствует меж пресельником в себе и поселенцем.
Пресельником (гер) чужеродец также называется, принявший Тору верою своею, а пресельник - поселенец (гер тошав) - то чужеродец на Земле Израиля, законы человечества основные исполняющий, зиждущиеся на семи заповедях, данных сыновьям Ноя. Первый ближе к Г-споду, ибо пресельник токмо на земле, служение целостное избрав, а второй мирским тоже пронизан, хоть мера праведности и закона предваряет его.
Заповедь любви к пресельнику в Торе повторяется множество раз, напоминая нам о скитаниях в рабстве египетском. Святитель Виталь поведал, что Всевышний словом пресельник наречен, внегда Шехину свою к нам низводит. Потому Давид говорит пресельник я с Тобою - яко Ты Творец, исправление уготовивший. Из букв начальных АДаМ исходит таинство Адама, Давида и Мессии. Образ духовный человека совершенного разбился при грехопадении Адама. Мессия мир возвысить к состоянию начальному призван исправлением грядущим. Меж ними царь Давид - правнук пресельницы Рут, путь совершивший от низин падения Адама до постижения Мессии духа, и нас наставил на стезю усовершенствования таинством псалмов сиих. Постигший смысл пересельничества духовного узел противоречий души и тела в состоянии разрубить сподобится, внегда отцами его станут не земные предки токмо, но и праотцы святые, составившие колесницу Шехины Г-сподней.
14. Рассказывают, как Виленский Гаон взял кисти (цицит), что на краю одежды, и возгласил хвалу миру, в коем за копейки цицит можно обресть и носить бесперемежно, от которой тысячи добродетелей заповеданных исходят, а в мире грядущем не прибавишь боле заповеди, усилием воли своей соделанной. Волей своею в мире свободы выбора преображение и обновление велие свершить дано человеку. Мир к правде и свету перетянуть силой, вверенной ему, благоперенаправленной. Не смерти боязнь в мольбе облегчить и не уносить из мира бессрочно. Успеть преодолеть все зло в себе в самоотринутии ради истины. Таинству причастные засвидетельствуют вкус неги духовной бытия, внегда приходит жизнь нова через самопожертвование исправительное. Об этом поэт и мыслитель дней наших так спел: "Да, я хотел сказать: "Остановись!"
Покуда сам не ощутил всей кожей,
Как дорога, как дорога нам жизнь,
Когда открыл, что истина дороже".
Успеть, прежде в несть отыдет мое я. Сквозь заслоны и преграды прорваться и есть в блаженстве узреть, а не сгинуть враз караемой жертвой. Покров самоотринутия наложивши выбором своим, заместо самотности свет Г-сподень ищет, и дух истины ему есть, инно в пору затмения, внегда он несть для инаких.
Авигдор Эскин