Прошедший по ступеням постижения истины через псалмы вместе с Авигдором Эскиным понимание обретет и духовный просвет. Книга восстания против всего зла наших дней. Книга пути к совершенству и вере. Слово не из наших дней. Мы забегаем вперед и поднимаемся ввысь. Тогда смысл мига нынешнего понимаем и предназначение наше во время смуты выявляем.
Псалом 39.
1. Дирижеру. Едутуну. Псалом Давида.
2. Сказал я: сохраню пути мои от согрешати языком моим, сохраню рту моему преграду, покуда злодей предо мною.
3. Онемел я молчанием, обезмолвел я от блага, и боль моя взмутилась.
4. Разгорячилося сердце мое в нутре моем, в помысле моем возгорелся огнь, возглаголел я языком своим:
5. Поведай мне, Господи, конец мой, и меру дней моих - как она, уведаю, как убылен я.
6. Вот пядьми дал Ты дни мои, и быть моя, яко несть пред Тобою, аже всяческая суета всяк человек поставленный.
7. Аже в образе хаживает человек, аже суетой мятется; собирает и не ведает, кто заберет.
8. А ныне, как надеюся я, Господин мой, ожидание мое - Тебе оно.
9. От всех преступлений моих спаси меня, посрамлением безрассудным не оставь меня.
10. Онемел я, не отверзну рта своего, ибо Ты соделал.
11. Сними с меня язву Твою, от поражения рукой Твоей я пропадаю.
12. Наказаниями за грех страстил Ты человека, и растлела, яко молью, прелесть его, аже суета всяк человек.
13. Услышь молитву мою, Господи, и вопиению моему внемли, слезе моей не умолчи, ибо пресельник я с Тобою, поселенец, яко же все отцы мои.
14. Облегчи мне, и преодолею, прежде отыду, и несть меня.
1. Едутун был левитом, и Давид выделил его и сыновей его для служения во Храме грядущем. И сказано про него: "Едутун на арфе пророчествовал благодарение и восхваление Господу" (I Книга Паралипоменон1 25:3). Позже музыкальный инструмент в Храме именем его назывался.
В имени его намек на постановление (дат) и суд (дин), от неправедных исходящий воеже преследования правомудрого. Но оборачиваются они гонимому подмогой в переоценке содеянного и в переосмыслении быти усовершенствования ради. Опыт сей Едутуну вверяется, таинство восхваления Г-спода звуками музыки ведавшего. В современном искажении Языка Священного словом "дат" веру нашу называют велешуйствующие. Изучение всеобъемлющего принизить и сузить до рамок постановления или религии Тору норовят в речениях своих. Скверноязычие, навязываемое ими, видим мы составной натиска неукротимого на остаток Израиля.
2. Речь связная возносит человека над тварным всем. Действо языка его увенчивает делание всякое. Притча есть про царя персидского, как занемог, и врачи прописали ему молоко львицы. Лекарь один вызвался добыть царю средство искомое и преуспел. По возвращении члены его спор завели, кто заслугу наибольшую имеет. Ноги соделанным хвалились, руки, а в конце язык о себе заявил и высмеян был. Придя к царю, возвестил язык, что собачье молоко доставлено ему. Возгневался царь и казнить лекаря повелел. Все члены его рыдать и причитать начали, а язык спасти их вызвался, ежели признают первенство его по вызволению. И так и было. Образ собаки лающей "г'ав-г'ав" (дай), силе царственной львицы противопоставлен, духовную суть даяния олицетворяющий. А выбор меж ними в мире действия язык человеческий совершает. Потому преображение нрава с обрезания его начинается, дабы речение во благо токмо используемо было.
Злоязычие пути все на греховность обрекает, быть всю пронизывает смыслом изрекаемого всуе. Пословица есть: "Мал язык, да всем телом владеет". Потому в книге "Ховот Г'алевавот" учим, что исправление путей и нрава с властвия над языком почин берет. Не токмо сквернословия избегать надлежит, но и пустых разговоров всяких, внегда дар Г-сподень речи растрачивается втуне. В тайноведении почин обретения сосудом строения духовного - с установления в подобии рта покрова, служащего наперво преградой для прихода света и сохранения его ради предотвращения прихода сил в тело неисправленное. По мере выпрямления свойств покров пропускает свет в соответствии с преображением сосуда. Святители некоторые одухотворение приравнивали к переходу через преграду. Оно, в зависимости от исчезновения злодея внутри себя, дабы не стоял предо мною (негди) в супротивности попытке просветления.
В трудах святителя Ашлага сей образ предстает началием духовного строения. А следствием прямым нам указание уста беречь от прихода скверны, не токмо сохраняя их от приятия пищи недозволенной, но и от речи пустой, внегда силу высокую получает человек и злодею пред собой отдает глаголами недостойными.
3. Греховность свою в речениях и деяниях осознавши, преграду силам, зло прикармливающим, установивши, боль взмутненную и сгущенную ощутит. Так и при очищении тела от шлаков бывает - при голоде и освобождении от грязи накопленной. От молчания продолжительного онемелость появляется. Мы состояние понять пытаемся, когда отказ от срамного свершился, но все еще в безмолвии от блага - в неведении его. Воздержания боль целебная взмутненное и осязаемое выявляет по прегрешениям нрава воеже покаяния и обращения к Творцу.
4. Самообладание и покаяние сердце полуостывшее в нутре разгорячить сподобны противлением греху. В помыслах огнь возгорается постыдением за прошлое, будто пекло предадовое и пламя, сорняки пожирающее. Горячесть Меру Суда олицетворяет левой линии. Сила воли злу противостоять в ней и постыдение, от коего человек красным цветом рдеет, перекликающимся со свойством Гвура.
Вода ипостась Хохма олицетворяет, огонь связуем с Биной, воздух - с Зеир Анпин, а персть - с Малхут. Как в помыслы огнь входит, он их на степени нижестоящие направляет - к голосу (Зеир Анпин) и к глаголу (Малхут). Так постыдением охвачен, пламенем его красным, срамное в нутре испепеливши, помыслами чистыми возгорается и новое возглаголеть языком своим сподобен. После самоотринутия, молчания, боли и воздержания.
5. Познать конечность сил наших и меру ограниченную дней. Уведать быти нашей убыль и мысли на поиски смысла существования направить. Себя понять в граничности предопределенной, уразуметь, ради чего на свет появились. Обычно человек ждет от Создателя благих деяний, но псалмопевец о конце вопросил и о мере дня каждого, вопросом одолеваем, чего же ждет Создатель от него?
А приподнявшись над вопросами своими, их разрешив, откроем смысл высокий прошения Давида. Наставник Шмуэль Вознер так писал: "Всякий подступивший к вратам книг святых знает, яко на каждого человека обязанность возложена приближать конец Мессии нашего - деяниями благими Шехину из персти вознесть... Поведай мне, Господи, конец мой - поведай мне, что сделать я смогу вверенной мне частью для приближения конца". Там же находим мы речение Талмуда о явлениях, препятствующих приближению конца, как то властвие судей и опричников злонравных над Израилем. Покуда не изойдут, не расположит Шехину Свою Творец над нами. Прямой наказ нам не мирволить Великому Смешению и вопрошать себя безустально, выполняем ли часть свою в устранении скверны велешуйской с Земли Святой? А кто мирволит - лучше б ему не уродиться, ажно если праведником слывет, яко Гаон учил.
Годы долгие смиренномудрием своим под натиском горестей и преследований нес Давид примером страстотерпцам всем. Болестью безмерной сраженный о конце вопросил. Успел ли вверенные силы претворить в полной мере дней, отведенных ему? И еще знать хотел, что конец его будет началом.
Читая слова сии, припомнит каждый человек, как не раз вопросом задавался, сколько жить ему на свете суждено? Да не только человек отдельно, но и Израиль, и мир весь стоит перед загадкой близящегося конца дней. Тайне причастные знают, что конец этот будет поры мессианской началом.
Но читаем мы в Талмуде: "Да изойдет дух высчитывающих концы, ибо рекут: посколь конец наступил, а он [Мессия] не пришел - не придет николь. Но жди его, яко сказано: "Ежели замедлится, жди его, ибо придти придет и не задержится" (Аввакум2 2:3).
И сколько раз уже люди обманывались обещанным приходом конца света в годину назначенную, но мир мимо нее проносило. Веру люди теряли и во мрак тоски и безысходности погружались, думая: "Посколь он в срок не пришел, то николь не придет".
Но почто тогда святые тайноведы отметки временные нам давали, как то 5500 (1740) год или 5708 (1948), иль 5750 (1990)? Да и сами мы осмелились срок свой указать семидесяти лет поступи Мессии от 5708 (1948) года до 5778 (2018). Правда, добавляли завсе, что избавление последнее конца дней шести или шести тысячелетий не позднее наступления субботы настанет, но таинство нам вверено ускорить срок его, а даты точной знать не можем наперед.
Откроем же сердца врата и мудрость велию постигнем. Есть конец дней (кец г'аямим), а есть конец правый, десной (кец г'аямин). Есть конечность дарованных сил нам, а есть конечность света распространения в сосуд. И здесь вся суть и мудрости средоточие.
И скажем тогда, что конец дней - это сила нечистая, ангел смерти, а правый конец - святость просветленная. В Зоаре читаем: "И было в конце дней, и принес Кайин от плода земли приношение Господу" (Бытие 4:3). В конце дней написано, а не в конце правом, ибо он отторг конец правый и приблизился к концу дней. И осветили мы: "А ты иди к концу"...(Даниэль 12:13). И сказал Даниэль: к концу правому иль к концу дней? Покуда не сказал Он ему: "К концу правому" (Даниэль 12:13). Того боялся Давид и сказал: "Поведай мне, Господи, конец мой". К концу дней иль к концу правому? А там написано: "И было в конце дней..." Но не в конце правом, потому не принята была жертва его, ибо от силы нечистой была".
Пояснение деяния Кайина в словах мудреца в книге Кли Якар читаем: "Намек находим, что Кайин с Г'евелем (Авелем) разнились в понимании совершенства человека. В чем оно? В успехах мира сего предел совершенству человека, и несть совершенства за гранью его, или есть мир другой, вечный?" Кайин уделом своим персть избрал и токмо плод земли был дорог ему. "Отрицал Кайин воскрешение мертвых. В конце дней принес, полагая, что предел всем трудам его наступил, и последия нет. Это сподвигло его на сказанное".
А Даниэлю речение было: "И ты иди к концу и упокоишься и станешь к судьбе своей к концу правому" (12:13). В Зоаре учим: "Есть конец правый..., а есть левый конец, как написано: "полагает конец тьме, всякий предел он исследует - камень мрака и тень смерти" (Иов 28:3). И что значит, всякий предел исследует, и кто исследует? Ибо той есть конец левый, затемняющий лица тварин".