С.В. Чешко справедливо отмечает, что «практически не исследован вопрос о роли национализма в теневых экономических и криминальных, мафиозных структурах. В годы перестройки власти неизменно объявляли этнические конфликты и погромы делом рук мафии, но ни разу так и не доказали это на фактическом материале»(1).
Изобличение конкретных преступников является делом правоохранительных органов. Однако имеющийся к настоящему времени теоретический и эмпирический материал позволяет раскрыть определенные причины и механизмы взаимосвязи криминальных структур, «этнических предпринимателей» (так в современной литературе называют лиц, недобросовестно использующих феномен этничности в корыстных и социально опасных целях) и этнических групп, выступающих объектами манипуляций и насилия.
1. Реализация масштабных криминальных схем в сфере наркоторговли, международной контрабанды, работорговли и т.д. требует тщательно организованной и законспирированной совместной деятельности тысяч и даже, как в случае глобальной наркоторговли, миллионов человек. Перед преступным миром возникает альтернатива – или создавать сетевые структуры на пустом месте, или использовать уже существующие.
Этнические группы обладают системными свойствами, в них существует внутригрупповая солидарность и внутренняя иерархия. Эти свойства проявляются особенно ярко, если этническое самосознание воспринимает существующее положение группы как угрожающее, катастрофическое.
Найдя «взаимопонимание» с лицами, имеющими влияние на некоторых членов своей этнической группы, криминал может получить в своё распоряжение сетевую структуру – сплоченную, связанную круговой порукой. При этом могут учитываться традиционный круг занятий, обычаи, иные специфические черты группы. Принципиальным является то, что эти черты сами по себе не обуславливают криминализацию – они лишь влияют на её «специализацию». Научный подход исключает утверждения о том, что сушествуют некие «неполноценные» этнические группы, состоящие из «прирождённых преступников». Преступность не имеет национальности, но может использовать феномен этничности в своих интересах.
2. «Этнические предприниматели» спекулируют на действительных или мнимых проблемах этнической группы, предлагая выход в реализации ложно понятого права на национальное самоопределение. В крайней своей форме это сепаратистский проект. Этот проект финансово затратен. Необходимые средства могут изыскиваться различными путями, в том числе криминальными. Насилием добывались в XIX веке средства на греческое освободительное движение (2).
В начале 90-х гг. XX века в России определенные представители чеченской диаспоры вымогали у предпринимателей финансовые средства, которые шли на поддержку сепаратистов в Чечне. При помощи грабежей, вымогательства и торговли наркотиками добывают средства корсиканские сепаратисты (3). Надо полагать, что «на борьбу» уходят не все собранные средства, часть используется в личных целях.
3. Межэтнический конфликт, переведённый в «горячую» фазу, порождает нелегальный рынок оружия. Зачастую одна и та же криминальная структура может поставлять оружие всем сторонам конфликта.
4. Несмотря на то, что националистическая пропаганда может апеллировать к высоким чувствам, мотивация многих активных участников межэтнических конфликтов в значительной мере утилитарна. Отечественный этнолог С.В. Чешко справедливо замечает, что «национализм связан, как правило, с конкуренцией в сферах занятости, распределения материальных благ, политических прав и статусов, использования ресурсов» (4).
В ходе межэтнического конфликта вероятны этнические чистки. Представители определенных этнических групп (определяемые как «оккупанты», «этнически чуждый элемент» и т.д.) вынуждены покидать охваченную конфликтом территорию. При этом они оставляют на произвол судьбы либо продают за бесценок имущество, в том числе недвижимость. Это имущество присваивается руководством и наиболее активными участниками националистических движений и аффилированных с ними криминальных структур.
Яркий пример – беспорядки в Баку в январе 1990 года. «Схема действий погромщиков была однотипной. Вначале в квартиру врывалась толпа из 10-20 человек, начинались избиения армян. Затем появлялся представитель Народного фронта, как правило, с уже оформленными по всем правилам документами на обмен или якобы продажу квартиры, после чего немедленно предлагалось покинуть жилище и направиться в порт. Людям разрешали брать вещи, но при этом отбирали деньги, драгоценности, сберегательные книжки» (5). А в Грозном в 1993-м году, по свидетельству очевидцев, самой популярной надписью на стенах домов была «Не покупайте квартиры у Маши, они всё равно будут наши». Вскоре она сменилась другой: «Русские, не уезжайте, нам нужны рабы». И эти надписи полностью соответствовали происходившим событиям (6).
5. В обстановке хаоса, вызванного межэтническим конфликтом, под видом наведения порядка, борьбы с предателями и т.п. устанавливается криминальный контроль над коммерческими структурами, промышленными предприятиями и т.д.
6. В случае успешного хода сепаратистской борьбы возникает «серая зона». Неопределенность её правового статуса, слабость правового регулирования и правоохранительной системы даёт возможность использовать такую зону для осуществления самых различных видов преступной деятельности. Это может быть изготовление оружия и наркотических средств, укрытие преступников и т.д.
7. Особую значимость «серая зона» приобретает в том случае, если через неё проходят транспортные коридоры. Это позволяет как вымогать вознаграждение за транзит грузов и пассажиров, за обеспечение безопасности трубопроводов и т.п., так и организовывать транспортные потоки криминального характера.
8. Ценным результатом для криминальной структуры может стать легализация вместе с признанием произошедших изменений международным сообществом. Впрочем, определенные выгоды сулит и ситуация правовой неопределенности.
Этнические процессы чрезвычайно многофакторны, преувеличивать влияние на них криминальных структур было бы ошибкой. Однако и смотреть на «самоопределение угнетенных наций» через розовые очки, не замечая их «криминальной» стороны, массовых нарушений прав человека – также недопустимая ошибка.
1) Чешко С.В. Роль этнонационализма в распаде СССР//Трагедия великой державы: национальный вопрос и распад Советского Союза/ Отв. ред. Г.Н. Севостьянов/ Сост. С.М. Исхаков. - М: Издательство "Социально-политическая МЫСЛЬ", 2005.С. 449.
2) Пастухов Е. Маленькие Наполеоны. Интернет: http://www.continent.kz/2005/20/10.htm
3) Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.). Греция. Интернет: http://www.sheetbook.ru/text/636.htm
4) Чешко С.В. Указ. соч. С. 448.
5) Кривопусков В. Мятежный Карабах. Из дневника офицера МВД СССР. Издание второе, дополненное. М: Голос-Пресс, 2007. С. 223.
6) Соколов-Митрич Д. Нетаджикские девочки. Нечеченские мальчики. М: Яуза-пресс, 2007. С. 13-26.